Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Осуществляется педагогом-психологом, который помогает ребёнку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Субъекты сопровождения: дети, воспитатели, специалисты, родители.
Цель психолого-педагогического сопровождения — обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.
Задачи
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем.
- Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Принципы
Некоторые принципы организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ:
- Системность — организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса.
- Комплексность — совместная деятельность различных специалистов в решении задач сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и др..
- Превентивность — переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
- Непрерывность — необходимость ранней диагностики возможностей и способностей ребёнка, осуществление психолого-педагогического сопровождения на протяжении дошкольного периода.
Методы
Некоторые методы осуществления психолого-педагогического сопровождения в ДОУ:
- Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации у детей, разработка рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей: участие в родительских собраниях, проведение семинаров, тематических бесед, ознакомление с психологической литературой, оформление стендов.
- Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей адаптации, социализации, интеллекта и личности, динамики развития.
- Психологическое развитие и коррекция — систематическая, целенаправленная работа психолога с детьми с ОВЗ в форме подгрупповых занятий по коррекции и развитию когнитивных функций и процессов эмоционально-личностной сферы.
- Консультативное направление — оказание психологической помощи обратившимся педагогам и родителям в осознании, анализе и своевременном разрешении насущных психологических проблем.
Вложения:
открыть | [Годовой план работы педагога-психолога на 2025-2026 учебный год] | 3003 Кб |
открыть | [График работы педагога-психолога 0,5 ставки (18 часов)] | 225 Кб |